+7 (812)  411-11-22        Санкт-Петербург, Невский проспект, 102, (у м. Маяковская).

Бесплатный звонок для регионов: 8-800-100-23-13 

 
турфирма Арина, Петербург, туроператор
  ТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ       РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ  
  ТУРЫ ПО РОССИИ   КОРПОРАТИВ  
  ЗАГОРОДНЫЙ ОТДЫХ   ШКОЛЬНЫЕ ТУРЫ  
О ФИРМЕ КОНТАКТЫ ДОСТАВКА И ОПЛАТА          • Спецпредложения по круизам •    • Новогодние туры 2018 •
   

Путеводитель Мосты Санкт-Петербурга

Нижне-Лебяжий мост

 

Мост с красивым и романтичным названием - Нижне-Лебяжий пересекает устье Лебяжей канавки, от которого он и получил свое название.

Раньше этот мост на набережной реки Мойки носил название Первый Царицынский, потому как совсем рядом располагался Царицын луг (и ближняя загородная царская дача).

Лебяжья канавка ограничивает западную часть Летнего сада, а Нижне-Лебяжий мост ведет к его южному входу, прямо напротив северного фасада Михайловского замка.

 

Нижне-Лебяжий мост

 

Чуть впереди, буквально через 100 метров находится Пантелеймоновский мост.

Первая деревянная подъемная переправа в этом месте появилась в1720 году. Через 40 лет её перестроили. Новая конструкция стала балочной и прослужила три четверти века, когда в 1835 году вместо него возвели новую переправу.

Нижне-Лебяжий мост держит пальму первенства среди всех каменных мостов Сантк-Петербурга по количеству перестроек, которым он подвергался за все время своего существования.

До сих пор, в районе Летнего сада, видна подпорная каменная стена. Эта стена изначально поддерживала старый Нижне-Лебяжий мост. Тогда это была свайная конструкция балочной системы, деревянная обшивка которой была традиционно раскрашена «под камень».

Первоначально предполагалось, что новый станет чугунным.

Причины, по которым этот проект был отвергнут – неизвестны. Тогда знаменитым инженером-мостостроителем Базеном был представлен проект каменного моста.

Облицевать его устои предполагалось гранитными плитами, а украшением ему были призваны служить торшеры, подобные установленным на Первом Инженерном мосту.

Чугунные торшеры должны были поддерживать осветительные фонари. Но и этот проект отклонили. Причины также не понятны, тем более, что через несколько месяцев, другой инженер Готман представил практически аналогичный проект, который и был одобрен.

Возможно, Готман просто учел все замечания, которые были сделаны Базену Комиссией по рассмотрению проектов и смет.

Так, в июле 1836 года началось строительство нового, долгожданного Нижне-Лебяжьего моста.

Дело в том, что без этой переправы нельзя было закончить строительство Обводного канала. Постройку завершили очень быстро, всего за полгода.

Такие сжатые сроки, конечно же, сказались на прочности конструкции. Как только сняли все строительные леса, кирпичный свод тут же осел. Со временем, этот дефект усилился, и всего через шесть лет щель в кирпичах достигла 22 сантиметров в ширину.

Пришлось забивать в раскрывшиеся швы медные клинья. Правда, хватило таких латаний не на долго. Клинья продержались всего три года, после чего начали выпадать из швов, увеличивая деформацию.

Кирпичный свод начал очень сильно разрушаться, достаточно было легкого касания рукой, чтобы из него начинали выпадать кирпичи. Так что, к 1846 году стало ясно, что представляющий угрозу для жизни людей мост необходимо реставрировать.

К 1847 году Городской Комиссии представили сразу два интересных проекта. Один из них, даже был ею одобрен.

Предполагалось, что новый вариант будет подобен старому, с такой же аркой и почти прозрачными перилами очень простого рисунка. Но этому проекту воплотиться в жизнь суждено не было. Несмотря на возникшие сложности и странности, мост все же перестроили.

Кем это было сделано и когда, неизвестно. Определенно только одно, что в 1880 году новая переправа уже стояла.

Очередной Нижне-Лебяжий мост состоял из кирпичного свода, спрятанного под гранитными плитами. Его украшали чугунные перила, поддерживаемые четырехгранными тумбами.

К началу 20 века Нижне-Лебяжий снова пришел в неудовлетворительное состояние. История повторилась, он опять представлял угрозу для жизни. И снова для переделки начали разрабатываться проекты. Всего их было пять, но ни один, опять же, принят не был. А торопиться было необходимо, так как за более чем 20 лет разработки проектов и без того аварийный свод продолжал рушиться.

 

 

Нижне-Лебяжий мост фото

 

по утвержденному проекту было решено делать арочное однопролетное железобетонное сооружение. Фасады традиционно облицевали гранитом. Особого внимания заслуживают перильные ограждения. Рисунок решетки повторяет ту, что установлена на Садовом мосту, а та, в свою очередь, очень напоминает нижнюю часть ворот Михайловского дворца.

К слову, ворота дворца созданы великим Росси, поэтому, решетки обоих мостов прославились благодаря тому, что их создание приписывают тому же автору.

Последний раз переправу потревожили к 300-летию Санкт-Петербурга. Тогда отреставрировали гидроизоляцию и перильные решетки. Проезжую часть покрыли асфальтом, а тротуары – гранитом.

Теперь власти города пообещали, что мост прослужит без ремонта еще, как минимум, полстолетия.

 

Как добраться:

Путь к Летнему саду неминуемо приведет на Нижне-Лебяжий мост.

Сразу за Михайловским замком будет Первый Садовый мост, который, поворотом направо фактически переходит в Нижне-Лебяжий.

 

 
 
  

ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА
ГЕОГРАФИЯ ГОРОДА
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
БЕЛЫЕ НОЧИ
ПРИГОРОДЫ
ФОТОГРАФИИ

 

 

Музеи
Дворцы
Соборы, церкви
Сады, парки
Мосты
Памятники


Аквапарки
Зоопарк
Планетарий


О ресторанах и кафе
Интернет-кафе
Почта, связь
Нужные телефоны

Разводка мостов
Карта метро
График метро



     

 
   
 
 
 

Турфирма Арина, туроператор, Санкт-Петербург.

СПб, Невский проспект, д. 102, оф. 42 (м. Маяковская), тел. 411-11-22