Особняк Румянцева
Гуляя по центру Петербурга постепенно привыкаешь, что все здания оформлены примерно в одном стиле. Они отличаются в деталях, к ним не подходит слово «однообразны», но в целом всё выдержано в едином стиле Имперской столицы и вдруг…
Вдруг взгляду открывается фасад, полностью выделяющийся из общей массы типовой, архитектуры.
Огромные колонны, портик, анфилада…
Копии древнегреческих храмовых построек (Парфенон или храм Гефеста в Афинах)…
После победы над Наполеоном, военный и политический вес Российского государства был непререкаем.
Однако, российскую знать поразил «недуг тщеславия».
Ведь Россия не позиционировала себя как часть Западной Европы, утверждая свой особый путь Третьего Рима – наследника Византии.
А Византия?
В поверхностной политической мифологии Византия восходила к Древнему Риму и Древней Греции. К Афинам.
Вот и началось в России массовое строительство «древнегреческих клонов».
Примерами подобных зданий можно назвать Русский музей (дворец великого князя Михаила, четвёртого сына Павла Первого) или Дом Актёра на Невском проспекте, Юсуповский дворец и Адмиралтейство.
Казармы Кавалергардского полка на шпалерной и Манеж на Исаакиевской.
Много…
Одним из таких зданий является Особняк Румянцева, о котором и пойдёт речь.
Со стороны набережной здание кажется небольшим, но за фасадом скрыт огромный внутренний двор, служивший для отдыха и прогулок.
А рядом? Рядом Исаакеивская площадь, Медный всадник Здание Сената и Синода.
До Главной царской резиденции – Зимнего дворца – 700 метров по набережной.
Участок в столь «элитном месте» не мог быть продан абы-кому…
300 лет назад все здесь выглядело совсем по-другому.
Кто жил здесь? Кому раздавались земли?
В паре шагов от Румянцевского особняка находился дом и земельный надел светлейшего князя Меншикова.
Что за дом? А его не сохранилось, но место вполне себе уникально: ПРЯМО напротив знаменитого Меншиковского дворца на Васильевском острове!
Прямо-прямо!
Надо помнить, что мостов через Неву не было, вот и забрал себе Светлейший два участка по обеим берегам Невы, чтобы парковать свои плавсредства.
Еще раз: на этом месте находился дом князя Меншикова.
Этот дом, после падения Светлейшего, забрал себе вице-канцлер Остерман.
Чужое добро не принесло счастья: новая царица Елизавета отправила Остермана в ссылку, дом отобрала и подарила его своему канцлеру Бесстужеву-Рюмину.
Но и тому не повезло:
Екатерина Великая забирает дом в казну.
Аура Светлейшего отпугивает новых потенциальных владельцев. Дом ветшает и спустя 30 лет его сносят, а на его месте стоят знаменитое здание Сената и Синода.
Вот и участок Румянцевского особняка не мог принадлежать абы-кому.
Он был нарезан при Петре Первом – генерал-фельдмаршалу Михаилу Михайловичу Голицину, сыну воеводы царя Алексея Михайловича.
Голицину было не до особняков – человек военный, он участвовал и в битве под Полтавой, в штурмах Ниеншанца и Нарвы.
Командовал войсками на русской окраине – харьковщине.
Голицин воевал вместе с князем Меншиковым, от того и не удивительно, что их «дачные участки с видом на Неву» оказались по-соседству.
Но…
«Сосед по даче» и по совместительству - Светлейший князь Александр Данилович Меншиков был арестован в 1727 году по приказу комиссии Тайного Совета. И приказом Тайного-же Совета в 1728 году Князь лишен имущества, наград и отправлен в вечную ссылку.
А как же сосед-фельдмаршал-Голицин?
Его-то домик… не отобрали?
Совсем нет, и даже – наоборот:
В том же 1727 году, на трон восходит новый царь - Петр Второй. И тут же назначает соседа-Голицина… сенатором и членом Верховного Тайного совета. Того самого, Совета, который низверг Меншикова!
А, аккурат по отправке Меншикова в ссылку, Голицина повышают до звания президента Военной коллегии!
Тут уж можно только и воскликнуть: «ай-да соседкушка, ай да сукинын сын…», но – не будем: регалии Тайной канцелярии Голицину не помогли и через два года он погибает в загадочной «конной автокатастрофе», которая случилась с его каретой, которая шла в кортеже Анны Иоанновны.
Той самой Анны Иоанновны, которой Голицины пытались ограничить самодержное правление , заставив подписать «кондиции»…
Совпадение?....
И вот, земельный участок по наследству достается… родному брату - Михаилу Михайловичу Галицину.
Представляете, какой это был «вынос мозга» для стряпчих, которые оформляли наследство, ведь «нотариальная запись» звучала так:
По причине смерти Михайла Михайловича Голицина, - сына Михаила Андреевича Голицина, недвижимость переходит в собственность… Михаила Михайловича Голицина, - сына Михаила Андреевича Голицина.
Да, да, именно так.
Папа Миша назвал двух своих сыновей… тоже – Мишами!
Весело было их маме Прасковье – всех не перепутать!
Наследник (младший брат), Михайл Михайлович Голицин, так же начинал служить при Петре, но пошел по морской линии, воевал со шведами в Северной войне.
А Павел Первый назначил Михаила Голицина (младшего) Президентом Юстиц-коллегии.
Но Анна Иоанновна аккуратно удалила Голицина (младшего) в почетную ссылку – генерал-губернатором в Астрахань.
А Елизавета Петровна возвращает Младшенького в Петербург, производит его в Адмиралы и назначает командовать русским флотом, а потом – градоначальником столицы Империи – Петербургом!
В общем – весело у них там было, весело…
А что до Румянцевского особняка?
Когда Голицин возвращается в Петербург, и начинается первое масштабное строительство на Английской набережной…
Спустя 30 лет сын Михаила-младшего, Александр, задумывает грандиозную реконструкцию и нанимает модного столичного архитектора-функционера - Жан-Батист Валлен-Деламота.
Андрей Голицин был участником дворцового переворота Екатерины Великой, 10 лет был вице-канцлером, а затем Екатрина приблизила его, поручив должность Обер-камергера.
Фактически это была должность руководителя придворных церемоний, высочайших аудиенций и приёмов.
Голицин представлял Императрице принимаемых лиц.
И…
Это была фатальная карьерная ошибка Голицина.
Поговаривали, что князь не был «человеком выдающегося ума», а ведь на должности Камергера требовалось улавливать тончайшие политические запахи.
Где обмишурился Галицин – неизвестно, но его карьера Голицина обрывается резко и жестоко: его «выходят» в отставку» и отправляют в почетную ссылку – в далекую провинциальную Москву…
Особняк стал никому не нужен и продается английским купцам.
Но место-то – заколдованное еще Светлейшим, и…
На русский престол восходит Павел Первый – большой любитель прусаков и, как следствие – противник Англии.
Понимая риски, англичане сворачивают монатки и быстро продают особняк Граф у Николаю Петровичу Румянцеву – будущему министру иностранных дел и будущему Канцлеру Российской империи.
За годы своей карьеры, румянцев собрал огромную коллекцию произведений искусств и исторических артефактов.
Настолько огромную, что в невероятных размеров особняке для жилых покоев оставались только три комнаты. Остальное занимала коллекция.
Для нее Румянцев снова перестраивает особняк, точнее – его фасад, чтобы «внешнее» стало подобать «внутреннему».
Проект получился весьма эффектным. Настолько, что Академия художеств сразу дала архитектору Василию Глинке звание Академика!
Румянцев был страстным любителем Франции и когда Наполеон напал на Россию, с ним случился сердечный приступ, вынудивший графа подать в отставку и уйти на покой.
Довести задуманное Румянцев не успел, но завещал брату открыть в особняке музей, «на благое просвещение».
Император Николай Первый начинание одобрил и повелел назвать музей - «Румянцевским».
Пока был жив брат, музей оставался частным, но после его смерти наследники отказались продолжать меценатство.
Частных средств на такой объект не было и Румянцевский музей передали в ведение Министерства народного просвещения.
Был назначен штат сотрудников, определен режим работы музея и правила посещения.
Музей проработал 30 лет, однако «коробка», построенная 100 лет назад не отвечала требованиям сохранности музейных экспонатов.
В 1861 году было принято решение перевезти коллекцию в Москву, в так называемый «дом Пашкова» - капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка.
Дом Пашкова – настоящий шикарный дворец, выкупленный казной и достойный хранить коллекцию Румянцева.
Он находится на Ваганьковском холме, прямо напротив Московского кремля (у Боровицкой башни).
Откуда у капитан-порутчика были такие огромные деньги на особняк – не тайна.
Вместо ратных подвигов Пашков прославился тем, что просто-напросто был «первым русским водочным королем».
Потеряв коллекцию, особняк графа Румянцева «пошел по рукам»: его продавали, дарили, передавали по наследству и как приданое.
И всегда с одним и тем же финалом: здание ветшало.
После Революции особняк «уплотнили», разделив помещения со стороны Галерной на коммунальные квартиры, а парадные залы отдали учреждениям «рога и копыта».
Однако в 1938 году было принято решение возродить Румянцевский музей в статусе «Музей истории и развития Ленинграда».
Весной 1941 года фонды и имущество уже насчитывали более 100 тысяч единиц хранения, но расселение коммуналок шло медленно.
Выделили дополнительные деньги, но закончить воссоздание не успели:
«Цивилизованная Европа» во главе с «третьим рейхом» пришли устанавливать свой «новый порядок…. основанный на правилах».
Сегодня «Особняк Румянцева» — филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Адрес:
- Санкт-Петербург, Английская наб., 44
Официальный сайт:
Как добраться:
Ближайшие станции метро - Адмиралтейская. Пешком по Невскому до Адмиралтейства.
Повернуть налево, пройти Александровским садом к Исаакиевскому собору.
Повернуть направо, к Медому всаднику. Дойти до набережной Невы.Перейти дорогу у здания Сената и Синода и совсем чуть-чуть вперед, по Английской набережной