Пароходы и Валаам
Первые пароходы на Валаам начали ходить 150 лет назад, но не сразу после их изобретения.
Около 25 лет монастырская братия «ждала», пока новую технологию доведут до работоспособной кондиции. Но, как только пароходы начали регулярно ходить по Волге, для монастыря тоже было заказано и построено диковинное судно.
То есть, можно говорить, что церковь не только двигалась в ногу с прогрессом, но делала это взвешено и ответственно.
С появлением на Валааме парохода резко изменилась ситуация с паломниками. Число их резко возросло настолько, что к 1852 году была построена первая каменная гостиница.
Пароходы не только стали способом доставки путешественников, но и сильно изменили экономическую силу обители.
Сообщение с берегом стало регулярным, поток материалов на остров и вывоз продуктов оттуда резко возросли.
Именно Валаам на пароходе посетила в 1858 году царская семья.
Император прибыл на пароходе «Стрельна» в сопровождении адмиральского катера «Александрия». Они пришли прямо к подножию горы Фавор, в Монастырскую бухту, где и стоял Валаамский монастырь.
Современным теплоходам такое не под силу: их размеры во много раз превосходят те первые корабли, которые открыли путь на остров.
Кстати, Император посетил не только Валаам, но и отправился на своей паровой яхте в Коневецкий монастырь.
Что интересно, Александра Второго можно отнести к основоположникам речных круизов.
Поездка на Валаам была частью большого тура, который совершил царь. Корабль прошел черед Ладогу, на Свири сделал остановку в Лодейном поле и посетил Онежское озеро.
То есть, это был классический маршрут, который сегодня называется Петербург-Валаам-Мандроги-Кижи.