Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Крейсер Аврора

Корабль, пришвартованный у Петровской набережной, наряду с Медным всадником- самые узнаваемые символы города.

Крейсер заложили в 1897 году, на верфи «Новое Адмиралтейство» наряду с однотипными «Диана» и «Паллада».

До спуска на воду прошло всего три года, и в 1900 году Аврора сошла со стапеля и встала у причальной стенки. Руководил торжественным спуском император Николай Второй.

Аврора была крейсером отечественного производства, и ничем особым не выделялась из однотипных кораблей. Тогда, на рубеже столетий основную экономическую мощь определяли морские перевозки и главная функция крейсера была – уничтожение морских транспортов противника (читай – Англии).

Свой первый боевой поход корабль совершил в 1905 году, когда принял участие в Цусимском сражении.

Российская эскадра была разбита и практически уничтожена, но «Авроре», если можно так сказать, повезло. Крейсер избежал гибели только благодаря приказу адмирала Энквиста – бежать в нейтральную Манилу, где Аврора была арестована американскими властями и до конца войны находилась в плену.

Не имея мощного бронирования, вооруженная довольно посредственно, Аврора в Цусимском сражении ничем себя не проявила, но сама получила серьезные повреждения, капитан и много членов экипажа погибли.

После войны крейсер освободили и вернули в Кронштадт, где он долгое время являлся учебным кораблем.

Перед Первой Мировой войной это было место тайных совещаний политических кружков эсеров, социал-демократов и анархистов, а с 1914 года корабль стоял дозором на Балтике.

И опять Авроре невероятно повезло. Во время одной из «пересменок», когда новый дозорный броненосный крейсер «Паллада» встретился для передачи вахты оба корабля обнаружила германская подводная лодка «U-26».

Командир немецкой подлодки выбрал целью «Палладу». Торпедный выстрел почти в упор поразил пороховой погреб.

Огромный взрыв мгновенно уничтожил «Палладу», но позволил «Авроре» избежать повторного залпа торпед.

В 1916 году корабль отправили на ремонт, перевооружили. Слабые трехдюймовые пушки сняли, но увеличили число орудий главного калибра.

Новой ролью крейсера стало дозорное охранение дальних подступов к Кронштадту и Санкт-Петербургу.

Самую свою главную (прежде всего – мифологизированную) роль крейсер «Аврора» сыграл 25 октября 1917 года.

Тогда, не подчинившись требованию Временного правительства о выводе военных кораблей из Невы, судовой комитет поднял большевистский красный флаг.

Тогда же с него и был произведен легендарный холостой залп, послуживший сигналом к началу штурма Зимнего дворца. На этом его миссия была окончена, крейсер снова разоружили и отправили в резерв.

В 1923 году «Аврору» восстановили, снова сделав учебным кораблем.

Перед Великой Отечественной на борт вновь подняли орудия, и в 1940 году он был пришвартован в порту Ораниенбаума, где в течение всей войны отражал вражеские атаки. В 1944 году израненный корабль, в нерабочем состоянии был отбуксирован на капитальный ремонт.

Через четыре года «Аврору» снова вернули на Петроградскую набережную, теперь уже на вечную стоянку. С этого момента крейсер стал служить учебной базой для курсантов Ленинградского Нахимовского училища, расположенного неподалеку. А в 1957 здесь открыли филиал Центрального военно-морского музея, подняли Андреевский флаг и теперь сюда водят экскурсии, знакомящие с материалами, свидетельствующими об участии корабля в войнах и революциях.

Есть одна сказка-легенда, связанная с участием крейсера в революции. Она довольно красноречива.

По преданию, вечером, за несколько часов до готовящегося переворота, на борт взошла небывалой красоты дама. Хотя суеверные моряки не пускают женщин на корабли, считая, что они сулят беду (в данном случае суеверие оправдалось), незнакомку не посмели остановить.

Именно она приказала стрелять ночью холостыми зарядами, и никто не смог ее ослушаться. А зря, ведь руки красавицы, по рассказам моряков, были по локоть в крови…

Посетить крейсер можно самостоятельно, или в составе групповой обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу.


Стоимость билетов:

  • Взрослые граждане РФ и СНГ - 400 рублей
  • Школьники, студенты, пенсионеры РФ и СНГ - 200 рублей
  • Иностранцы взрослые - 600 рублей
  • Иностранцы школьники, студенты - 400 рублей


Часы работы:

  • 11:00 до 18:00, касса прекращает работу в 17:15
  • Выходные дни - понедельник и вторник


Адрес:

  • Санкт-Петербург, причальная стенка напротив Нахимовского училища (Петроградская набережная, дом 2)


Как добраться:

Выйти из метро Горьковская, пройти Александровским садом до перекрестка Каменноостровского проспекта и улицы Куйбышева, где перейти на Троицкую площадь (дальше, в сторону Троицкого моста переходов не будет, а движение весьма интенсивное).

Пройти через Троицкую площадь до Петровской набережной Невы (ориентиром будут служить мачты декоративного парусника-ресторана).

По набережной повернуть налево и идти до конца, где от Невы ответвляется рукав – Большая Невка.




Крейсер Аврора

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх