Юсуповский дворец
Эта история началась в 18 веке, когда на левом берегу реки Мойки появилась небольшая резиденция племянницы Петра Первого - царевны Прасковьи.
В 1726 году она подарила усадьбу лейб-гвардии Семеновскому полку, где он квартировал до 1742 года.
С этого момента владение переходило от графа Шувалова (который и заказывал строительство у Деламота) к императорской казне, а потом к фрейлине Александре Браницкой.
Браницкая не обладала ни выдающимся умом, ни богатством. Но у нее нашлось другое достоинство, которое перекрывало все: она была любовницей Григория Потемкина.
Забавно, что Браницкая так же пользовалась большой благосклонностью Екатерины Великой.
Этот факт входит в противоречие с общепринятой версией, что Екатерина тайно венчалась с Потемкиным в 1774 году.
Трудно представить, чтобы всего через год Потемкин сошелся с Браницкой, а еще через пару лет та же дама стала особо приближенной фрейлиной Императрицы.
Позднее, Екатерина купила и подарила Браницкой тот самый Юсуповский дворец на Мойке.
Одно из двух: на кого-то из этих милых дам историки возводят напраслину. Или одна откупилась от другой...
Концы этой истории давно спрятаны в воду, но, как бы там ни было, в 1830 году Браницкая выгодно продала имение Николаю Юсупову.
За два века особняк неоднократно перестраивался, менялись его размеры и интерьеры, на территории выстраивали павильоны и оранжереи, разбивались новые сады.
Залы оформлены в различных стилях – русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Мода менялась быстро и угнаться за ней было нелегко.
В конце 19 века сюда провели электричество, поставили водяное отопление, водопровод и канализациею.
Заново отделали покои, но особое внимание уделили оформлению знаменитого домашнего театра.
Ориентированный на великосветскую тусовку, театр Юсуповского дворца поражает пышностью и богатством. Со своей задачей декораторы справились на отлично – в таком месте было не стыдно принимать членов императорской семьи.
Фасад довольно плоский и незатейливый, без претензий на античную монументальность, которой старались перещеголять друг друга приближенные ко двору. Причиной этому – маленький участок земли, который остался строительство.
Заказчику пришлось выбирать между внешним пафосом и внутренним пространством, а архитектор только исполнял его волю.
После революции Юсуповскому дворцу повезло: в нем был создан музей «Дворянского быта». Интерьеры не разграбили а, наоборот, бережно сохранили. По залам начали водить экскурсии, особое внимание уделялось комнатам, где произошло знаменитое убийство Распутина.
Очевидно, именно эта смерть и защитила дворец от пролетарской «приватизации».
Это был прекрасный агитационный повод – рассказывать на экскурсиях о нравах старой власти - лучший способ убедить всех в справедливости событий 1917 года.
Довольно скоро вопрос легитимизации советской власти решился. Музей, как элемент агитпопа, стал не нужен. С 1925 года начался бесконтрольный вывоз ценностей, и судьба многих вещей до сих пор не известна.
После закрытия музея, здание передали педагогической интеллигенции. Благодаря новым обитателям, Юсуповский дворец не эксплуатировался столь варварски, как большинство церквей и других дворянских особняков.
В настоящее время здесь работает музей, где абсолютной популярностью пользуется экспозиция «Убийство Григория Распутина», дополненная восковыми фигурами. В пик сезона получить групповой наряд на неё очень и очень не просто.
Посещение Юсуповского дворца входит во многие программы туров. Особенно любим он у иностранцев, ведь это одна из самых раскрученных на Западе историй.
Еще бы: именно здесь ... «тот самый»... Распутин...
Возможно, благодаря этому, англичане и включили дворец в свой каталог «Замечательные частные дома Европы».
А в чём суть? В 1916 году, Феликс Юсупов, вполне себе высокородный дворянин, вместе с «сотоварищами», совершили убийство. Да, Григория Распутина. Но - убийство!
Дворец, начиная с 1830 года, был любимой резиденцией князей Юсуповых, одной из самых богатых и влиятельных дворянских семей России. Несколько веков, начиная еще с правления Ивана Грозного, представители этой фамилии занимали заметное место при дворе. Они никогда не боялись отстаивать свои интересы даже перед лицом царей. Правда, порой это доходило до совершенно мрачных историй, как, что случилась в 1916 году...
Чтобы это стало возможным, надо понимать, что в те годы дворец был местом притяжения великосветской знати Санкт-Петербурга.
На сцене домашнего театра выступали все более-менее известные творческие личности. Его посещали все российские монархи, от Николая Первого, до последнего царя.
История с Распутиным приоткрывает демагогическую завесу над тем, что на самом деле представлял собой предреволюционный «высший свет».
Отличался ли он от «современной элиты?» Вряд ли...
Самостоятельные экскурсии с аудиогидом (залог 1000 руб).
Продолжительность 1 час 15 минут на 8 языках:
- Русский
- Английский
- Испанский
- Итальянский
- Немецкий
- Французский
- Финский
- Китайский
Отдельная программа по теме убийства Распутина (самостоятельно)
Для групп туристов (особенно в летний сезон) нужно заказывать посещение заблаговременно.
Надо поблагодарить руководство музея - много категорий граждан имеют право бесплатного посещения экскурсий.
Часы работы:
- с 11.00 до 18.00 без выходных
Адрес:
- Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 94
- Вход осуществляется с ул. Декабристов 21.
Официальный сайт
Как добраться:
Ближайшими станциями метро: «Адмиралтейская» или «Невский проспект» и далее автобусами №3, 22, 27 до остановки «Театральная площадь», или троллейбусами № 5, 22 до остановки «Площадь Труда».
От станций метро «Сенная Площадь», «Спасская» и «Садовая» ходят маршрутные такси К124, К186, К350 до остановки «Театральная площадь».
Дойти до Юсуповского дворца пешком просто, но не быстро.
Нужно доехать до метро Садовая (Сенная), по диагонали пересечь Садовую площадь и нырнуть в угловой стык между домами. Сразу появится Сенной пешеходный мост.
Переходим по нему и поворачиваем налево, по набережной канала Грибоедова доходим до Фонарного переулка и сворачиваем на него направо.
Дойдя до реки Мойка, по этой же стороне поворачиваем налево, и, как только пройдем Почтамтский пешеходный мост, – откроется его ярко-желтый фасад.
В реальности прогулка окажется путанее нашего объяснения, а местных аборигенов спрашивать бесполезно – в основном на пути встретятся или туристы, или те, кто работает в этих краях и вообще не представляет, что неподалеку находится Юсуповский дворец.
Поступите проще: обязательно возьмите с собой карту города.