Круиз Санкт-Петербург - Великий Новгород
Внимание.
К сожалению в текущую навигацию этот круиз не поставлен в расписание.
Новгород — Ладожское озеро (по Ильмень-озеру и реке Волхову.
Этот маршрут никогда не пользовался большой популярностью у туристов. конкуренция с короткими турами на Валаам и к экзотическим Кижам не оставляла новгородскому маршруту никаких шансов.
Тем более, что привычнее, дешевле и быстрее было посетить Новгород с автобусной экскурсией.
Однако для тех, кто уже побывал в других речных турах, водное путешествие по реке Волхов может оказаться интересным.
Еще с древности Ильменское озеро и река Волхов являлись важнейшим звеном русских торговых путей.
Восточный приток Ильменя - река Мста открывала путь к Волге, а на юг по Ловати шел знаменитый путь «из варяг в греки».
Позже, в 1703—1708 годах Волхов и Ильмень стали частью первой искусственной водной системы России, которая называлась Вышневолоцкой.
«Великий Новгород», «Господин Великий Новгород» — так называли этот город, и в этих определениях отразились значение и могущество, которого он достиг в 14-15 веках.
Именно благодаря многочисленным рекам Новгород контролировал обширные земли вокруг себя. На Балтике, до устья Невы, также были поселения новгородцев.
Великий Новгород сыграл выдающуюся роль в истории России, внес неоценимый вклад в ее культуру. Всемирное признание получили новгородская архитектурная и иконописная школа, а новгородские летописи являются не только важными историческими источниками, но и высокохудожественными литературными памятниками.
Именно здесь время раскопок археологи обнаружили берестяные грамоты. Известно, что до распространения бумаги книги на Руси, как и во многих других странах, создавались на пергаменте, очень дорогом материале, и считалось, что грамотность была доступна только узкому кругу лиц. Но оказалось, что новгородцы использовали подручный материал — бересту, и потому среди различных слоев населения древнего Новгорода грамотность получила широкое распространение.
Культурные слои, раскрытые археологами в Великом Новгороде, донесли до нас в хорошем состоянии не только берестяные грамоты, но и остатки многочисленных древних построек, деревянные мостовые, предметы из дерева, кожи, тканей, обычно не сохраняющиеся в других почвенно-кли-матических условиях.
Среди находок оказались и различные музыкальные инструменты. По увереням местных экскурсоводов, теперь известно, на каких гуслях играл былинный Садко.
На волховских берегах на пути от Новгорода до Ладожского озера расположены еще три города — Кириши, Волхов и Новая Ладога, а также другие населенные пункты.
Среди них - Кречевицы, где сохранились развалины казарм времен аракчеевских военных поселений.
Кириши - еще совсем молодой город знаменитый на весь северо-запад своим нефтяным заводом.
Город Волхов (до 1940 года — Волховстрой) обязан своим возникновением Волховской ГЭС, строившейся в 1921 —1926 годах по плану ГОЭЛРО.
Примерно на середине пути между городами Волхов и Новая Ладога расположено село Старая Ладога.
Здесь еще в 9 веке была возведена первая на Руси каменная крепость.
В 8-9 веках Ладога была оживленным центром торговли на северо-западе Руси. В течение многих лет город являлся мощным форпостом, защищавшим северные подходы к Великому Новгороду.
В Старой Ладоге сохранились замечательные памятники древнерусской архитектуры: церковь Георгия и церковь Успения. По мнению ученых, они были возведены в 12 веке. В Георгиевской церкви уцелела ценнейшая фресковая роспись.
Новая Ладога - город, основанный в начале 17 столетия для обслуживания судоходства на пути в Петербург, и сейчас занимает важное место на северо-западных водных магистралях.
Здесь, у южных границ Ладожского озера, проходит трасса Волго-Балта, построен судоремонтный завод.
В городе есть места, связанные с именем Суворова, командовавшего находившимся в Новой Ладоге Суздальским полком. Сохранились здания, в которых размещался полк и дом офицерского собрания.
В целом, маршрут круиза нельзя назвать насыщенным на древне-исторические памятники (если не считать Великий Новгород), но такая прогулка интересна мама по себе.
Проплывая на теплоходе мимо раскинувшихся по берегам деревень, можно ощутить, как жили здесь наши глубокие прапрадеды.