Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Строительство Беломоро-Балтийского канала


Еще в 17-18 веках был известен северный водный путь, по которому верующие добирались до Соловецкого монастыря.

Небольшой пролив соединял север и центральную часть страны. Несомненно, он мог бы сыграть неоценимую роль для России, если бы не был настолько узким, что о прохождении по нему судов не могло идти и речи.

Несколько веков велись разговоры о соединении Балтики и Белого моря, идея канала возникла еще у Петра Первого, во время подготовки к Северной войне, но первые реальные проекты появились лишь в 19 веке.

Целых четыре проекта было разработано по заданию царского правительства. Однако, ни один из них не имел шансов быть реализованным, из-за необыкновенно высокой цены.

Совсем иначе к вопросу подошли большевики. Зная, чего ожидать от европейских «демократий», канал был нужен стратегический военный объект.

3 июня 1930 года начались работы по проектированию. Первые работы были представлены 1 июля 1930 года, а месяц спустя уже приступили непосредственно к привязке проекта к местности.

Скорость создания чертежей и молниеносность принятия решения поражают. Вдумайтесь – два месяца на проект! Но дальше – еще быстрее. Работы уже велись, а проект еще не был окончательно утвержден.

Начатое в конце 1931 года строительство было закончено в рекордные сроки. Всего год и 9 месяцев понадобилось, чтобы возвести около ста сложнейших инженерных конструкций и одновременно проложить 2,5 тысячи километров железнодорожного полотна.

Работали вручную, лопатами и топорами.

Трудились исключительно заключенные, раскулаченные крестьяне и «враги народа». Узники ГУЛАГа составляли на строительстве отдельный отряд, «БелБалтЛаг», то есть, Беломоро-Балтийский лагерь. Они получил звание «заключенный каналоармеец», з/к. Отсюда и пошло жаргонное наименование всем заключенным, - «зек».


Фото строительства Беломорканала


Идею использования бесплатной рабочей силы приписывают руководителю строительства Френкелю.

Правительство в дальнейшем отчиталось, что особо отличившимся заключенным были сокращены сроки, а некоторые и вовсе освобождены досрочно.

Историки утверждают, что на канале одновременно работали около сотни тысяч человек.

Сомнительно. Такое огромное число людей должно было оставить намного больше следов, чем те документы, что мы имеем.

Главным стимулом к работе служила, так называемая, «котловка».

Чем лучше работал з/к, тем больше была его порция хлеба и рыбной баланды. У тех же, кто не выполнял норму, пайка урезалась.

За строительством канала, благодаря газетам «Правда» и «Известия», следила вся страна.

Труд заключенных преподносили как «первый в мире опыт перековки закоренелых преступников». А выпущенный специально «Орден ББК» преподносился как достойная награда за лишения.

На самом деле в прессе не упоминалось о условиях труда, и, тем более не говорилось, какая кара ждала тех, кто не мог выполнить работу.

Менее, чем за два года сделали невозможное.

Проложили 37 километров дорог, в основном пробив для этого насквозь гранитные скалы, перелопатили 21 кубокилометрметр земли, перенесли на новое место Мурманскую железную дорогу.

Речной канал законно (по тем временам) получил имя Сталина, и 5 августа 1933 года состоялось его торжественное открытие.

На торжества ожидали прибытие самого Вождя. Ради такого случая, даже сделали новое здание гостиницы, с высокой башни которой можно было бы увидеть всю грандиозность постройки.

Однако, Сталин не удостоил. Более того, месяцем позже он проплыл на пароходе по каналу и подверг его беспощадной критике. Это неплохо характеризует этого человека, для которого внешний лоск, почести и регалии были пустым звуком. «Хозяин» делал дело. И требовал дела от других.

Сталин назвал новый канал слишком мелким и узким. Однако, то, что за 250 лет не могли построить при царизме, сделали при большевиках за три года.

Одного этого было достаточно, чтобы всё руководство работами получило ордена.

После открытия была организована прогулка группы советских писателей по Беломоро-Балтийскому каналу на теплоходе.

Они собственными глазами увидели грандиозную стройку, и должны были написать книгу в 600 страниц, воспевающую «оздоровительный эффект» тяжелого физического труда и так далее.

Идея создания книги о канале принадлежала Горькому.

Сталин её поддержал и отдал распоряжение встретить писателей на должном уровне. К их приезду в бараках накрыли праздничные столы.

Как вспоминал один из участников поездки - столы ломились от осетрины и молочных поросят, колбасы, сыра и ветчины.

Неизвестно, догадывались ли гости, что перед ними разыгрывали спектакль, или искренне верили, что зеки так и питались. Вероятно большинство всё понимало, но благоразумно закрывало на это глаза.

Книга под названием «Беломоро-Балтийский канал имени Сталина» была написана еще быстрее стройки, и вышла в свет в 1934 году.

Правда, вскоре, когда репрессировали некоторых авторов и героев книги, ее изъяли из продажи, и книга немедленно стала редкостью, предметом охоты коллекционеров.

Сталина нет. Нет и СССР. Но канал работает и теплоходы идут по нему из Белого моря на Санкт-Петербург.

Правда, канал так и не расширили, поэтому круизы могут осуществляться только на среднеразмерных теплоходах типа Две Столицы.

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх