Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

История Беломоро-Балтийского канала


Канал имеет протяженность в 227 километров, 48 из которых – рукотворные. Глубина канала в среднем – порядка пяти метров. На всем протяжении построено около ста различных гидротехнических сооружений – дамбы, плотины, шлюзы и водоспуски.

Проходя через большую часть Карелии, он соединяет собой Белое море и Онежское озеро.

Свое начало канал берет от города Повенец, находящемуся на 70 километров севернее Кижей.

Благодаря Беломоро-Балтийскому каналу, из небольшого поселения, служащего местом ссылки, Повенец стал относительно большим речным портом.

Местность имеет сложный рельеф, и Онежскому озеру ведет довольно крутой склон.

С помощью семи шлюзов, названных «Повенчанской лестницей», теплоходы поднимают на высоту в 70 метров.

К Белому морю ведет более пологий спуск, протяженностью 102 метра, состоящий из системы в 12 шлюзов.

Северный склон канала проходит через пять озер, расположенных между шлюзами и впадает в Сорокскую губу.

Там, в северном устье находится город Беломорск. Он, и такие как Сегеже, Медвежьегорск и Надвоицы, появились благодаря Беломоро-Балтийскому каналу.



Однако стратегическую ценность пути к незамерзающему порту Мурманск переоценить сложно.

Строительство Беломорканала канала нельзя было назвать экономически выгодным проектом. Из-за его мелководности (местами глубина составляла всего 3,6 метра), он использовался только на половину запланированной пропускной способности.

Правда этот потенциал не удалось реализовать: в начале войны с наступлением финнов он был частично разрушен.

Полностью уничтожили южную часть, шлюзы и маяки.

Сильно пострадал и порт Повенец. Он был захвачен финскими войсками, и чтобы противника, взорвали шлюзы Повенчанской лестницы. Вода стерла город. Финны отступили, но цена, которую за это заплатили - еще одна кровавая строчка в летописи «великих военачальников» СССР...

После войны русло восстановили летом 1946 года.

В 50-е годы начались работы по его электрификации и ремонту гидроузлов.

Новую реконструкцию канал пережил в 70-х годах 20 века. Увеличили гарантированную глубину, доведя ее до четырех метров.

Благодаря этому он стал полноправной частью Единой глубоководной системы. Теперь по нему можно было пропускать глубоководные суда.

Уникальное сооружение, Беломоро-Балтийский канал, состоит из 128 объектов. В их число входит 5 гидроэлектростанций, 19 водоспусков, 15 плотин, 19 шлюзов, 33 искусственных канала и 19 дамб.
Все шлюзы разделены на две группы, те, что обеспечивают подъем воды на южном склоне (их семь), и те, что обеспечивают напор воды на северном склоне (их двенадцать).

Все шлюзы имеют одинаковую конструкцию. Некоторые вырублены прямо в скалах и облицованы бетоном.


Благодаря перепаду уровней в северной части маршрута, здесь построили целый каскад ГЭС.

Среднегодовая выработка электроэнергии составляет 1310 миллионов кВТч, а мощность пятиступенчатого каскада - 240 МВт.

В 1985 году по БелБалту перевезли семь миллионов тонн грузов. Потом объемы начали падать, интенсивность прохождения судов снизилась.

В последние годы судоходство снова начало рости, но пока уровня 1985 года достичь не удается.

Благодаря водному пути, о котором мечтал еще царь Пётр, получили развитие сразу несколько северных городов, а Беломорск стал крупным промышленным центром.

Речные круизы на Соловки не пользуются большой популярностью из-за высокой цены путевки и большой длительности путешествия по пустынным местам северной Карелии.

Проще попасть на Соловецкие острова на поезде.

Экскурсия по Беломоро-Балтийскому каналу будет интересна тем, кто увлекается и неплохо знает историю России первой половины 20 века. Здесь все абстрактные и книжные знания обретают мрачную и трагическую реальность.

Вдоль всего пути установлены памятники заключенным. И хотя, строительство канала имело огромное стратегическое значение для страны, обо всех ужасах, связанных с его создание забывать не стоит.

Тем не менее, канал работает.

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх