Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

В пиковые даты белых ночей и школьных каникул очередь за билетами на улице достигает ста метров!

Слово Кунсткамера происходит от немецкого Kunstkammer, что переводится как кабинет редкостей или музей.

И слово, и идея были привезены царем Петром из своего большого европейского путешествия, который он совершил незадолго до начала войны Северной войны.

Там, «в Европах» было модно собирать всякие диковины, чтобы поражать гостей чем-то необычным (как раз шел бум дальней заморской торговли, и всякого добра свозилось в богатые дома и из Индии, из Африки и из Америки).

Молодой царь не собирался отставать от моды. Разобравшись на Неве со шведами, он начал строить новую столицу, а из старой приказал привести все, что могло стать основой коллекции.

Причем Петр пошел дальше европейцев, сделав Кунсткамеру не просто балаганом развлечений, но заложив основу первого в России естественно-научного музея. Но московских диковин для было слишком мало.

Случай подвернулся во время второго путешествия в Европу. В Голландии, особо не торгуясь, царь выкупил большую коллекцию «кабинета Себа».

В 1714 году коллекция получила особый статус.

Спустя 300 лет она стала одной из крупнейших в России.

Изначально всё помещалось в царском Летнем дворце. В первые годы при музее даже жили некоторые живые экспонаты – карлики, уроды, монстры.

С приездом кабинета Себа началась постройка отдельного здания, а разросшийся музей временно перевезли в дом боярина Кикина, который сильно огорчил своего царя тем, что помог царевичу Алексею сбежать за границу.

Результат известен.

Боярина казнили, хоромы конфисковали.

Но и этого Петру показалось мало, и коллекция уродцев заняла боярский дом. Более того, когда расширившуюся коллекцию перевезли в Кикины палаты, ее сделали доступной для всеобщего обозрения.

Лишь спустя 10 лет, когда здание было построено, коллекция переехала на постоянное место.

Новый адрес не стал «собранием музейной пыли».

Это был весьма продвинутый по тем временам научный центр, где экспонаты занимали лишь малую часть помещений.

Здесь был открыт первый планетарий и астрономическая обсерватория, собрана самая большая коллекция научных приборов 18 и 19 веков, самый большой Академический глобус, Готторпский, внутри которого помещается скамейка на 12 человек и стол.

Основатель Российской Академии наук, Ломоносов работал здесь на протяжении 24 лет, с 1741 года.

Во времена правления Анны Иоанновны Кунсткамеру разделили на четыре части – Ботанический, Минералогический, Этнографический и Зоологический.

Сейчас там расположились также Мемориальный музей имени Ломоносова, а также музей Антропологии и этнографии.

Нельзя не сказать несколько слов о самом здании. Построено оно в стиле петровского барокко, башня его символизирует модель Солнечной системы.

Проект и место для его постройки были выбраны самим Петром, работы начались под его личным руководством, но закончились только перед смертью его жены – Екатерины Первой.

Всего построек две – сама Кунсткамера и пристроенный к нему в 1887 году музейный флигель.

В 1747 году случился пожар, полностью уничтоживший деревянную башню и верхнюю часть здания.

Ремонт длился целых 20 лет и музей вновь заработал только в 1760 году. Но верх Кунсткамеры так и остался без башни.

Ее возвели по старым чертежам уже после Великой Отечественной войны.

Восстанавливая Кунсткамеру после пожара, выполнили также декоративную отделку некоторых залов, украсили интерьеры барельефами, горельефами, скульптурами и бюстами знаменитых ученых.

Сейчас здесь представлены предметы, позволяющие изучать историю народов, населявших Северную и Южную Америку, Африку, Китай, Монголию, Индию, Австралию, Японию и ряд других стран.

Кроме того, большой интерес вызывает Анатомический раздел, в котором представлены различные аномалии, отклонения и природные редкости.

Для школьников 5-9 классов проводят тематические уроки истории, посвященные истории стран и их взаимоотношений с Россией.

Её полное современное название звучит занудно: Собрание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого - Кунсткамера Российской академии наук.

Ну, академики всегда любили пафос. А нормальным людям не надо повторять дважды: Кунсткамера, - она и есть. :)


Забавно, но отечественные «историки-восхвалятели», задачей которых была канонизация Петра, как гениальнейшего правителя, сумели отметиться и в истории с Кунсткамерой.

Они выдумали легенду о том, что однажды, на Васильевском острове, царь увидел березу, ствол которой сросся со стволом другого дерева.

Якобы, это уродство и натолкнуло его на создание музея, призванного коллекционировать уродства и странности.

В действительности ничего подобного не было, как не было и самой «исторической легенды». 

Но миф вполне подходил для простого обывателя, которому незачем вдаваться в детали о том, что царский музей уродцев был лишь простым подражанием Европе.


Стоимость входного билета:

  • взрослые (граждане России) - 400 рублей
  • студенты, школьники, пенсионеры - 100 рублей


Часы работы:

  • вторник-воскресение с 11 до 18 часов
  • вторник-воскресение с 11 до 19 часов (летом)
  • санитарный день – последний вторник месяца
  • касса закрывается на 1 час раньше


Официальный сайт


Адрес:

  • Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3


Как добраться:

Место равноудалено от трех станций метро: Василеостровская, Спортивная и Гостиный двор.

  • От Гостиного двора нужно идти в сторону Адмиралтейства по Невскому проспекту, перейди Дворцовый мост. Музей окажется чуть левее моста.
  • От Василеостровской лучше всего пройти по пешеходной 6 линии до Университетской набережной, повернуть налево.
  • От метро Спортивная по проспекту Добролюбова выйти к Биржевому мосту, по нему перейти на стрелку Васильевского острова, обогнуть ее, миновать Военно-Морской музей и выйти на Университетскую набережную.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Вход находится не с фасада, а с Таможенного переулка, который начитается с левой стороны от здания.



Кунсткамера Санкт-Петербург

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх