Памятник пожарным на Большом проспекте
Очень необычный памятник установлен в Санкт-Петербурге возле одной из пожарных частей. Эта часть, №9, расположена на Васильевском острове, на Большом проспекте, на углу с 21-й линией В.О.
Сейчас в ней находится музей пожарной охраны. Посвящена скульптура брандмейстерам, погибшим во время Великой Отечественной войны в Ленинграде во время тушения пожаров, вызванных бомбежками и артиллерийскими обстрелами.
Изначально, памятник был задуман как традиционная мемориальная галерея с портретами героев. Но в результате, скульптурная композиция превзошла все ожидания. Она изображает двух пожарных, борющихся с огнем.
Прототипом послужила родосская «Гибель Лакоона и его сыновей». Фигуры огнеборцев скопированы с родосских, роль змея выполняет шланг. Такое же отчаяние в позе одного из пожарных, такие же трагические жесты.
Смотришь и не можешь ответить для себя на вопрос: «Кто победит в смертельной схватке?».
Скульптура была создана Лазаревым в 1983 году, но власти побоялись установить ее непосредственно на том месте, где планировалось, - на Большом проспекте Васильевского острова.
Причин для этого, как считается, несколько. Есть, конечно, официальная – объект, предположительно, должен был мешать движению.
Но есть и другие, неофициальные. Например, неподалеку стоял памятник Ленину, отличающийся небольшими размерами, и пожарные заметно превосходили его по высоте.
Кроме того, один из брандмейстеров, прозванный «пожарным, который гонится за Лениным», действительно был изображен бегущим с топором в сторону памятника Ильичу.
Во времена развитого социализма и руководящей роли партии власти не могли позволить появиться такой «композиции» на улице города. Она могла вызвать у людей ненужные ассоциации. Но и проигнорировать памятник, не найдя ему места вовсе, также было невозможно. Так что, решено было перенести его во двор.
Перенесли монумент на то место, которое он занимает сейчас, к фасаду здания пожарной части, 29 апреля 1995 года.
Композицию можно отнести к родоначальникам современной псевдо-архитектуры, которая наводнила улицы наших городов во времена победившей рыночной экономики.
Как такую абстракцию сумели «принять» на партийном худсовете в далекие восьмидесятые остается загадкой.