Спас-на-Крови
1 марта 1881 года в столичном Санкт-Петербурге произошло событие, которое явилось своеобразной чертой, разделивший исторические эпохи.
До этого момента «право» свергать, убивать, душить и заточать самодержцев относилось исключительно к «властной элите».
Приближенные сановники играли главные роли в смене власти.
Екатерина получила престол на штыках Преображенского полка. Петр второй сумел получить право на трон с позволения Меншикова и Остермана.
Анну Иоанновну назначил царицей Тайный совет, Император-младенец Иван Четвертый был убит в тюрьме. Елизавета получила титул от графа Воронцова и лейб-медика Лестока, организовавших переворот. П
Петр Третий был свергнут и убит гвардейцами во главе с графом Орловым, Павел Первый убит в своем замке. Николай Первый сумел взойти на престол, лишь отправив на эшафот декабристов…
Со времен Петра лишь один, повторим – один император пришел к трону и ушел из жизни без насилия и убийств!
Но все это были «придворные разборки».
Ни одно из тех событий не было отмечено на высочайшем уровне. Не «запечатлено в истории». Ни одно…
И вот, 1 марта 1881 года в традиционный многовековой ритм «элитного междусобойчика» вмешивается безродный студент…
Народоволец Гриневицкий бросает в карету царя бомбу, которая смертельно ранит Александра Второго.
Уже на следующий день, на месте гибели, начали возводить временную часовню, которая простояла там в течении двух лет.
За это время в губерниях были собраны пожертвования на строительство храма на месте гибели «любимого народом» царя.
В массовое сознание ввели термин: Царь – Освободитель. Ведь именно он отменил на Руси крепостное право...
На самом деле первый этап отмены крепостничества был сделан Александром Первым еще в 1803 году, а в прибалтийских губерниях Эстляндия, Курляндия, Лифляндия оно было отменено ещё в 1819 году.
Кстати, накануне «великого освобождения» в России 64% населения были свободными.
Спас на Крови возводили долго, 24 года.
При строительстве использовались уникальные технологии. Например, чтобы при наводнениях вода из канала не подмывала здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Конструкция стоит на бетонном основании. Рискованная диковинка для 19 века...
Под колокольню в канал Грибоедова вогнали восьмиметровый выступ. Кроме того, храм освещали более полутора тысяч электрических лампочек.
Спас на Крови не был приходским, в нем проводились только службы в память об убиенном императоре.
Все это служило только одной задаче: попытаться спасти не столько идеологию помазанника божьего, сколько право элиты решать вопросы власти в келейном кругу.
Но это была тщетная попытка...
После Октябрьской революции собор закрыли, а в 1938 году решили разобрать.
К счастью для Истории, уничтожить Спас на Крови помешала Великая Отечественная война.
Во время Блокады в нём помещался морг, а позже – склад декораций Малого оперного театра.
Отреставрировали и вновь открыли его только в 1997 году.
Высота собора составляет 81 метр, символизируя год, в котором было совершено убийство императора.
Вмещает он более полутора тысяч человек.
Хотя собор и был построен в память о трагических событиях, его внешний вид притягивает взгляд и поражает красотой и яркостью расцветки.
Спас-на-Крови очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве и на фоне строгой и сдержанной архитектуры Петербурга смотрится как игрушка.
Главное украшение – выполненные из мозаики гербы российских городов и губерний, а также 20 гранитных мемориальных досок, на которых золотом выписаны основные реформы, произведенные императором.
Благодаря тому, что массовое посещение не планировалось, его внутреннее убранство поражает своим великолепием. Как снаружи, так и внутри, при оформлении интерьеров была использована мозаика.
Общая площадь мозаичных полотен, украшающих внешние фасады , составляет более 400 квадратных метров. Внутри мозаика почти полностью покрывает стены и своды.
Мозаичные полотна выполнены мастерами трех гранильных фабрик по оригинальным полотнам великих русских художников.
Внутри сохранили фрагмент решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пролилась кровь смертельно раненного императора. Реликвии защищены сенью, поддерживаемой яшмовыми колоннами, а на ее вершине – топазовое распятие.
Сегодня собор принадлежит государству, поэтому здесь нет ограничений на фотосъемку, а экскурсии проводятся с утра до вечера.
Работает великолепная ночная подсветка, благодаря которой совершить экскурсию к Спасу приятно даже глубокой ночью.
Адрес:
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2-б
Официальный сайт
Как добраться:
Метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова).
Выйти из метро, повернуть направо по набережной. Собор будет виден впереди сразу.
чтобы войти внутрь, нужно обогнуть его по кругу. Вход находится со стороны Ново-Конюшенного моста.