История города Новая Ладога (1)
В августе 1700 года, после победы под Нарвой, Петр начал готовить армию к освобождению невских земель.
Нужна опорная база снабжения. Река Волхов была ближайшим для будущих сражений местом.
Царь побывал «...на самом Ладожском озере, где впадает в оное озеро река Волхов, которое место его величество прежде присмотрел сам за полезное быть в коммерции».
С тех пор развитие края определялось соседством с молодой столицей, которая нуждалась в снабжении, военном и торговом флоте.
Во время Северной войны в Новой Ладоге существовала корабельная верфь. Первые свидетельства о ней относятся к 1705 году.
Здесь, как и на Олонецкой верфи, строились небольшие военные суда.
Руководил работами корабельный мастер Рыцерт Броун, а плотников присылали из Олонца, Вологды, Ростова, Углича и Ярославля.
В отличие от Адмиралтейства в Петербурге, Новоладожская верфь не стала ядром города, а вскоре после смерти Петра была заброшена.
Но город уже рос по инерции. Гражданская часть стала формироваться на левом берегу, там где находился Николо-Медведский монастырь.
У него было два каменных храма — Никольский собор и церковь Иоанна Богослова с трапезной.
В писцовых книгах упоминается подмонастырская слободка Белборода (Белобородово), но местоположение ее неизвестно.
Монастырь при основании города упразднили, а в 1708 году на его территории началось строительство крепости.
Вскоре комендант Муравьев получил указ: «шанец, которой зачет строить в 708 году при Новой Ладоге, совершить против чертежа, как... укажет артиллерии штык юнгар Карл Талсон».
К 1710 году укрепления были готовы. Они имели в плане правильный квадрат с четырьмя бастионами на углах.
Как указано в «Мнении графа Миниха» (1721 год), она предназначалась для «прикрытия коммуникации из России провиантом, материалами и аммунициею», но в военном отношении вряд ли имела какое-либо значение.
Она не ремонтировалась и постепенно разрушалась, однако и по сей день можно проследить ее очертания.
После завоевания Россией выхода к морю, Новая Ладога потеряла оборонное значение, но именно тогда усиливается ее роль на торговом пути к Петербургу.
Этому способствовало сооружение канала в обход бурного Ладожского озера, на котором ежегодно погибало много судов.
Идея прорыть канал от устья Волхова до истока Невы, где на острове стояла крепость Орешек (с 1702 года— Шлиссельбург), принадлежала царю.
В 1716 году приступили к подготовительным работам. Канал начали рыть 22 марта 1719 года.
Судоходство открыли в 1731, а окончательно работы завершили только к 1754 году.
Сооружение канала потребовало строительства в Новой Ладоге казарм и жилых домов. И позднее рост города определялся выгодным для торговли местоположением.
Жители Новой Ладоги занимались разного рода перевозками по Волхову и каналу, содержали лошадей для конной тяги судов.
О том, что к 1730-м годам город занимал уже значительную территорию, а его планировка в основных чертах уже определилась, свидетельствует самый ранний из известных нам планов.
Его композиционной осью является ориентированная на крепость главная улица, проложенная вдоль берега Волхова.
Каменные храмы бывшего монастыря, замыкающие перспективу, стали общегородской доминантой. Рядом появились деревянные церкви Климента и Спаса.
Комплекс церковных зданий составил первый градообразующий центр. Второй сложился в устье Ладожского канала, где в 1730 году были сооружены шлюзы.
Эта точка стала началом длинного водного пути в Шлиссельбург и Петербург.
Каменная облицовка шлюзов, деревянный царский дворец, построенный еще в 1721 году, торговая площадь с «лавками купецкими» по обоим берегам, высокий (около 19 м) обелиск, установленный в честь начала строительства канала, формировали своеобразный парадный центр города.
К 1730-м годам уже существовала плотная застройка. Кварталы группировались по обе стороны от главной улицы.
Планировка была регулярной: основная «першпектива» и параллельная ей улица вместе с поперечными образовывали прямоугольную сетку кварталов.
В этом отношении Новая Ладога — типичный город, построенный (или перестроенный) Петром возле крепостей, судостроительных верфей, мануфактур и заводов. Это Кронштадт, Ямбург, Шлиссельбург, Петрозаводск, Екатеринбург, Азов, Новопавловск, Невьянск.
В основе поселения раннепетровского времени лежала планиметрическая концепция, которую царь перенял в западной западной Европе.
Регламентация становилась вездесущей, дух «регулярства» пронизывал всю жизнь полувоенной страны.
Просеки - как основа планировки, регламентируются направление и ширина улиц. Стала характерной открытость главной перспективы в сторону моря или реки.
Так делалась застройка Васильевского острова в Петербурге, острова Котлин, загородных усадеб по берегам Финского залива.