Каменный мост
Редкий, по-настоящему сохранившийся в Санкт-Петербурге мост относится к завершающей стадии создания городской транспортной инфраструктуры императорской столицы, которая происходила в середине 18 века.
Потому с момента своего создания он практически не подвергался серьезным реконструкциям и перестройкам. Благодаря этому, Каменный стал почти раритетной мостовой конструкцией, сохранив внешний вид, характерный для середины 18 века.
Так как Каменный мост – единственный, дошедший до нашего времени в первозданном виде, его объявили архитектурным памятником и взяли под охрану государства.
Каменный мост перекинут через канал Грибоедова по Гороховой улице, которая берет начало у Адмиралтейства, проходит недалеко от Сенной площади и заканчивается, упираясь в площадь перед ТЮЗом.
Построенных из камня мостов в Санкт-Петербурге много, но только один из них получил название Каменный. Почему так получилось доподлинно неизвестно.
Возможно, красота каменной кладки особенно хорошо видна на этом мосту.
Сначала, в середине 18 века, на этом месте располагался свайный деревянный мост, который простоял более 20 лет и был заменен на арочный однопролетный.
Длина составила почти 20 метров, а ширина – 13,8.
Фасады и свод сделали гранитным, установлен он на бутовых основаниях.
Поначалу к нему были пристроены четыре спуска к воде, но их сломали в конце 19 века.
Решетка ограждения по своему рисунку повторила стиль набережной канала Грибоедова.
В 1880 году переправа чуть не погибла вместе с императором Александром Вторым, когда его пытались лишить жизни народовольцы.
Динамит, предназначенный для царя, заложили именно в его устои. Каменному мосту «повезло», заговорщикам показалось, что заложенной взрывчатки недостаточно, и они осуществили задуманное другим способом, уже на набережной канала Грибоедова.
Царь погиб, а мост стоит и по сей день.
Спустя год, в воде обнаружили больше 100 килограмм динамита. Видимо студенты-террористы плохо учились в университетах, иначе они бы понимали, что такой заряд взрывчатки разнесет в дребезги не только мост…
Курьезная история связана с открытием автобусного движения.
Арочная конструкция имеет довольно крутой изгиб.
Автобусы того времени не были рассчитаны на подобную тягу. Въезд на полотно для них был слишком крут. Загруженный «под завязку» автобус не мог осилить такой подъем.
Кондукторы просили пассажиров выйти из автобуса и пройти до середины моста пешком. В верхней точке переправы пассажиры автобуса снова занимали свои места, и машина катилась под уклон под действием собственного веса.
В 1949 году у Каменного моста установили металлическую стойку с прикрепленной к ней табличкой, на которой значилось название моста.
Она послужила эталоном для других подобных стоек, установленных впоследствии на всех мостах Петербурга.