Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Старо-Калинкин мост

Этот мост очень удален от исторического центра, и потому обделен вниманием туристов. А между тем, это один из самых красивых мостов Петербурга, выполненный по одному эскизу со знаменитым мостом Ломоносова, виды которого растиражированы на многочисленных буклетах и календарях.

Увидеть его можно на одной из речных экскурсий, которые обычно отправляются от Казанского собора.

Увидеть - да. Но не проплыть под ним.

Дальше начинается акватория Адмиралтейского завода – старейшего судостроительного завода Санкт-Петербурга.

А чуть раньше, перед ним, в Фонтанку впадает канал Грибоедова. Туда и заворачивают экскурсионные теплоходы.


Раньше, в том месте, где сейчас стоит Старо-Калинкин мост, располагалась деревянная переправа. Старый многопролетный мост пересекал сразу оба рукава реки Фонтанки (второй сейчас засыпан).

Название произошло от Калинкиной деревни, которая стояла неподалеку от этого места.

Старо-Калинкин появился в 1786 году. Строили его два года по тому же типовому проекту, который использовался для постройки остальных башенных мостов через Фонтанку.

Центральный разводной пролет переправы был выполнен из дерева, средние опоры оснастили ледорезами. Решетки перильных ограждений повторяли своим рисунком те, что украшали набережную Фонтанки. Опоры декорировали гранитными башнями, которые венчались куполами.

От проезжей части, тротуары были отделены барьерами, выполненными из гранита. У въездов поставили стелы, на которых крепились фонари, а у парапетов помещались гранитные скамьи для уставших пешеходов.

Тот самый, построенный в 18 веке, Старо-Калинкин мост, увековечил художник Кнаппе, и теперь его изображение можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Так он простоял, более столетия.

Сведений о том, производились ли за этот период времени какие-то реконструкции, не сохранилось. Во всяком случае, внешний облик все это время сохранялся неизменным.

Только в конце девятнадцатого века Старо-Калинкин мост несколько расширили, чтобы по нему могли ходить трамваи.

В 1889 году, архитектором Рылло, был представлен проект, который предполагал не только конструктивные, но и внешние изменения в облике моста.

Причем, не в лучшую сторону. Все прежние элементы декора предполагалось снести, а взамен, установить на нем примитивные металлические стойки с фонарями.

Тротуары собирались вынести на консоли, а средний деревянный разводной пролет хотели заменить кирпичным. Этот проект был одобрен Городской управой, но получил резкое осуждение архитектурной общественности.

Протесты были такими сильными, что от проекта пришлось отказаться. Тогда тот же архитектор взялся за разработку нового варианта. Гранитные башни оставались на прежних местах, но все остальные декоративные элементы все равно исчезали.

Этот вариант одобрили, работы начались в 1892 году. Сначала разобрали, и вновь восстановили быки и устои. Затем переложили арки боковых пролетов.

Гранитные стелы в процессе реконструкции воссоздали. Ширину переправы оставили прежней.

В 1907 году, во время перестройки пролетных строений, ширина немного увеличилась.

В 1965 году было решено вернуть Старо-Калинкину мосту его прежний, исторический облик. Реставрационные мастерские Санкт-Петербурга взялись за воссоздание деталей декоративной отделки.

В результате, Старо-Калинкин мост стал выглядеть так же, как на архивных изображениях середины 19 века. Вернулись на прежнее место гранитные барьеры, отделявшие тротуары от проезжей части, скамьи для усталых путников и гранитные стелы с фонарями.

От каменных беседок натянули цепи, которые приходится подкрашивать каждый год.

Теперь Старо-Калинкин мост охраняется государством, как архитектурный и исторический памятник. Воссозданные старинные элементы декора придают ему особую красоту и оригинальность.





Старо-Калинкин мост, Петербург

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх