Литейный мост, Санкт-Петербург
Перерыва - нет
Хотя это один из самых известных мостов, но его трудно отнести к архитектурным достопримечательностям Санкт-Петербурга.
В целом это довольно утилитарная конструкция, где исключением являются великолепно выполненные чугунные перила и ночная подсветка.
Литейный мост перекинут через Неву в створе улицы Академика Лебедева и Литейного проспекта.
Свое название он получил от Литейного двора, расположенного на левом берегу реки. Решение о строительстве было принято во второй половине 19 века, и в 1871 году объявили конкурс на лучший проект.
Из 17 представленных проектов, в 1874 году был выбран один, авторами которого являлись инженер-полковник Струве и инженер-капитан Вейс.
Забегая вперед, скажем, что были награждены все, кто принимал участие в строительстве, а руководителя работ Струве возвели в чин генерал-майора.
Начали строительство в самом конце лета 1875 года и довольно быстро, всего за 4 года, он был закончен и торжественно сдан в эксплуатацию.
В честь правящего тогда Императора Александра Второго, мост сначала получил название Александровский, но оно не прижилось.
У Литейного моста была единственную в своем роде разводная система.
Из шести пролетов поднимался крайний, располагавшийся у левого берега. Разводился он при помощи простейшего ворота, вращавшегося силами восьми рабочих.
Впоследствии, ворот заменили водяной турбиной. Она питалась от городского водопровода и обладала мощностью в 36 лошадиных сил.
Высокохудожественные литые чугунные перила украсили неразводную часть пролетов, а на поднимающейся установили легкие и воздушные простые металлические решетки.
Чугунные ограждения были украшены щитом и гербом города, якорями, фантастическими морскими чудовищами и русалками. Более того, Литейный мост стал первым в городе, получившим электрическое освещение.
В 60-х годах 20 века переправу реконструировали. Благодаря этому, разводной пролет был удлинен на 10 метров и перенесен на более глубокое русло Невы, увеличив проходимость судов. Заменили и металлические конструкции.
Теперь на разводку тратилось всего две минуты.
Благодаря проведенным работам был убран огромный бык – основа для поднимающейся части. Такая реконструкция значительно улучшила внешний вид конструкции.
Ограждения отреставрировали и сохранили, а для разводного пролета отлили секции из легкого сплава. Кроме того появилось новое украшение в виде фонарей, выполненных в одном стиле с решетками.
Спуски к воде одели в гранит и проложили пешеходные дорожки.
Еще недавно многолетнее «горлышко» под Литейным мостом душила соединение Пироговской и Аптекарских набережных.
Автомобильный тромб в этом месте был ужасен.
Инженеры нашли и воплотили изящное решение – не трогая основную конструкцию, они заузили русло Невы, сделав дополнительную автомобильную дорогу.
Теперь хорда от начала Веселого поселка до конца Приморского района позволяет пересечь город за 20-30 минут.