Дворцовый мост, Санкт-Петербург
Второй подъем: 3:10 - 4:55
Мост соединяет собой стрелку Васильевского острова (там раньше располагалась биржа) и центр города между Зимним дворцом и Адмиралтейством (месторасположение власти).
История создания Дворцового моста повторяет хронику строительсва большинства переправ города.
В 19 веке на этом месте располагался плашкоутный мост, который уже давно пора было заменить на постоянный. И просьбами о его постройке была завалена Городская управа.
Но власти были заняты более серьезными делами, поэтому конкурс (как водится – международный) был объявлен лишь в 1901 году.
Сперва, как и в большинстве архитектурных конкурсов, победили французы. Их проект был признан единственным, годным для воплощения в жизнь. Это была французская фирма «Батиньоль», ставшая известной в России благодаря проекту, по которому был возведен Троицкий мост.
Но, так как построить Троицкий этой фирме не удалось (проект купили, но подряд был отдан другим), в этот раз они во что бы то ни стало решили свое право отвоевать.
В ответ на предложение властей продать проект, французы ответили встречным предложением заключить с ними контракт на возведение Дворцового моста.
Пойти на это городские власти отказались и объявили второй тур конкурса, участие в котором приняли в основном российские заводы.
- (сегодня эту практику отлично использует Китай. Приглашая иностранцев, он настаивает на передаче технологий, но максимально задействует свои собственные производственные мощности и ресурсы)
В результате, после долгих раздумий и размышлений, только в 1911 году был подписан договор с Обществом Коломенских заводов.
По условиям этого договора, новый мост через Неву должен был быть полностью готов и испытан к ноябрю 1913 года.
Условие было одно – все материалы, используемые при постройке, должны быть отечественными, а все рабочие и инженеры - русскими.
В 1903 году, по проекту Пшеницкого, началось, наконец, строительство нового Дворцового моста. Но первая империалистическая война помешала выполнить договор и завершить работы в срок.
Мост был открыт только в 1916 году даже не завершив полностью художественную отделку.
Чугунные решетки перил, фонари и павильоны управления были полностью завершены уже при советской власти, более чем через 20 лет после окончания основного строительства.
Дворцовый мост представляет собой довольно простую и четкую конструкцию.
Пять пролетов, средний – разводной, крылья его уравновешены противовесами, подвешенными на шарнирах.
Расположение моста обязывало его своим обликом гармонировать с окружающими его великолепными архитектурными сооружениями. Но это ему, как раз, и не удалось.
Причина, скорее всего, кроется в слишком большом количестве задействованных лиц, в разное время приложивших руку к его созданию.
Лишенный гармоничных пропорций, слишком тяжеловесный и довольно неуклюжий, он, кроме всего прочего, частично загородил собой архитектурные шедевры, расположенные на стрелке Васильевского острова. Но сегодня для горожан и туристов вид Дворцового моста стал настолько привычным, что только опытный архитектор может уловить некоторый диссонанс в общей планировке моста и прилегающих зданий.
Революционные переименования прошли и по Дворцовому мосту, - в 1917 году он получил название Республиканский, но, удивительно, в самое суровое для Петербурга время, в 1944 году ему вернули прежнее имя.
Дважды, со времени его создания, в 1977 и 1997 годах, Дворцовый мост подвергался реконструкции.
Сегодня по нему ежедневно проходят десятки тысяч туристов, каждый останавливается, чтобы сфотографироваться на фоне Эрмитажа или Петропавловской крепости.
А ночью начинается главный аттракцион Петербурга.
Ко времени разводки на Неве собираются десятки корабликов с туристами, чтобы наблюдать поднятие пролетов с воды, на расстоянии вытянутой руки.
В это время на Неве невероятно тесно.
Прогулочные теплоходы в смысле слова «пасут» катера речной охраны и, как только мост оказывается разведен – загоняют всех, как настоящую овечью отару, в малые реки и каналы.
Ведь, через несколько минут по главному фарватеру пойдут большие сухогрузы, и речная «мелочь» не должна путаться под ногами.
Мост отлично оборудован подсветкой. Наиболее красивы два вида.
Если стоять напротив Эрмитажа, то в поднимающиеся пролеты будет видна башня Кунсткамеры. А если стать у Адмиралтейства, то можно видеть вдалеке освещенную колокольню Петропавловской крепости.