Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Тучков мост

График разводки моста:
Первый развод: 2:00 - 2:55
Второй развод: 3:35 - 4:55
Мост соединяет Большой проспект Петроградской стороны и Малый проспект Васильевского острова

Петроградскую сторону и Васильевский остров через Малую Неву соединяет все два моста. Биржевой и Тучков. Но только по Тучкову мосту разрешено грузовое движение транспорта. Поэтому мост довольно плотно нагружен в рабочие часы, и свободен для проезда ночью.

Рядом находится «парковка» теплоходов Метеор. Отсюда они идут к Дворцовой набережной у Эрмитажа, откуда везут туристов в Петергоф и обратно.


Переправа появилась в 1758 году. Однако строили её не на деньги города, а благодаря богатым купцам, одним из которых был хозяин лесных складов Авраам Тучков. Так что частно-государственное партнерство не изобретение наших современников, а вполне себе укоренённая русская историческая традиция.

Что стало с купцом, история умалчивает, а вот мост, названный его именем, существует и сейчас.

Правда, сразу после постройки, он носил имя Никольский.

Тогда, в конце 18 века он стал самым длинным в городе, - почти на 900 метров!

Дело не в том, что рукав Малой Невки был в те времена намного шире. просто берега были заболочены, и часть полотна, которую засчитывают в длину моста проходила фактически по берегу.

Построили Тучков прямо возле устья реки, там, где расположены острова Пеньков Буян и Ватный. Средний пролет был разводным, механизм приводился в действие с помощью ручных лебедок.

Проезжая часть была деревянной, а перильные ограждения – чугунными, в виде решеток, крепящихся на прямоугольных тумбах.

Кстати на Тучковом мосту, первом в городе, появился асфальт.

С самого начала переправа получилась не очень удачной (понятное дело - частно-государственные «партнеры» кроили как могли). Ремонтировать и переделывать уже приходилось городу.

В 1920 году, после очередной реконструкции, Тучков мост побил еще один рекорд – по количеству пролетов. Теперь их стало 20, два судоходных и один разводной. Но длина сократилась в три раза, до 257 метров.

После войны провели еще одну реконструкцию. Все 20 пролетов были по-новой перекрыты балками. Опоры остались деревянными, за исключением выполненных из камня левобережных, и разводной части – металлической.

Решетка перил имела замысловатый рисунок, создающий иллюзию объемности.

Васильевском острове расположено большое количество промышленных предприятий, для которых путь на Петроградскую сторону был только один (по биржевому мосту грузовой транспорт не пускали).

Таким образом, в 1962 году было принято решение о полной его замене.

Чтобы не останавливать движение, новое капитальное мостовое сооружение расположили на три метра ниже по течению Невы.

Постройка привела к тому, что изменился облик района в целом. Во-первых, была расширена Тучкова дамба и сужено русло реки Ждановки. Во-вторых, построили небольшую предмостную площадь, вынеся более чем на 40 метров стены набережной Макарова.

Новый мост предстал в довольно строгом виде. Теперь это была простая железобетонная конструкция со средним разводным двукрылым пролетом, длиной в 50 метров.

Кстати, Тучков снова удерживал первенство, на этот раз как самый широкий мост в городе.

Проезжая часть составляла в ширину 28 метров, а тротуары – по 4 метра с каждой стороны.

Ни перильные ограждения, ни фонари художественной ценности не представляют.

Но общий облик привлекает внимание плавностью линий и ощущением легкости конструкции.

Кроме того, в 2003 году Тучков попал в программу художественного освещения.

Его подсветили таким образом, что когда крылья переправы разведены, он напоминает издалека чайку, которая вот-вот взлетит с воды.

Добраться сюда весьма просто. Рядом находится станция метро Спортивная, название которой хоть и режет исторический слух, но с точки зрения чиновничьей банальности оправдано:

с одной стороны от Тучкова моста находится стадион Петровский, с другой - крытая ледовая арена Юбилейный.

© 2009-2019 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх