Аничков мост
Первый, деревянный мост, когда-то бывший пограничным для города, был перекинут через Фонтанку в 1715 году по указу Петра Первого.
Название он свое получил по фамилии своего строителя, инженера-подполковника Аничкова.
Такова была традиция в Петровские времена.
В Петропавловской крепости бастионы тоже называли по именам строителей.
Аничков командовал военным батальоном, строившим мост.
Сегодня можно удивиться, почему какой-то простенькую переправу назвали в честь строителя. Но, тот, первый мост был не абы какой.
Его длина составила 150 метров.
Нет, Фонтанка тогда была не шире сегодняшней. Просто мост перекрыл не только саму реку, но и её заболоченную пойму.
Современным жителям и гостям Петербурга уже невозможно представить, но триста лет назад понятие «Петербург – город на болотах» носило не переносный, а совершенно прямой смысл.
Долгое время на Аничковом мосту находилась сторожевая застава, и был установлен шлагбаум.
На заставе проверяли документы, брали плату за проезд.
Ставший хрестоматийным факт – плату можно было вносить как деньгами, так и камнями, необходимыми для мощения улиц.
В 1726 году, для того чтобы по Фонтанке могли проходить высокомачтовые корабли, мост решено было сделать разводным. Рядом с ним, для солдат охраны, был построен караульный дом.
Разводили мост по ночам, чтобы волки из леса в город не заходили.
Да, да, когда-то жители Санкт-Петербурга имели высокие шансы встретиться у крыльца своего дома и с волком, а порой и с косолапым мишкой.
В 1749 году Аничков мост был подвергнут очередной серьезной реконструкции.
По проекту архитектора Волкова, его укрепили, обшили досками и придали новое оформление. Все это сделалось для того, чтобы по мосту могли пройти… слоны.
Это было знаменитое персидское посольство. Диковинные животные были принесены в дар русской императрице персидским шахом.
С этого времени мост стал неразводным, а длина его составила 200 метров. К слову, современный Аничков мост почти в четыре раза короче.
Новой реконструкции мост был подвергнут в 1783-1787 годах. Тогда были одеты в гранит берега Фонтанки, а через неё перекинули семь новых переправ.
Аничков мост стал гранитным, состоящим из трех пролетов, средний из которых, деревянный, сделали разводным.
В очередной раз мост перестраивали в 1841 году.
В этот раз он и приобрел практически тот облик, который сохранился и по сей день.
Мост расширили, демонтировали башни, пролеты сделали арочными.
Архитектором Брюлловым была изготовлена чугунная ограда с барельефами, изображавшими русалок и морских коньков.
Но основным украшением моста стали четыре бронзовые статуи, изображавшие юношей, укрощавших коней.
Статуи были изготовлены знаменитым петербургским скульптором Клодтом для оформления пристани на Неве. Когда планы изменились, и на набережной Невы установили Сфинксов, привезенных из Египта, коней установили на Аничковом мосту.
Мост сильно пострадал в блокаду. Вражеские бомбежки серьезно повредили ограждение и гранитные постаменты скульптур.
Сами скульптуры удалось сохранить, закопав в саду Аничкова дворца.
Восстановлены ограждения были уже к Дню Победы, тогда же вернули на постаменты и скульптурные композиции.
В 2000 году, к предстоящему 300-летию Петербурга, статуи были отправлены на реставрацию.
Сегодня кони Клодта и Аничков мост находятся в идеальном состоянии.
Рядом с мостом находятся несколько малых причалов, на которых организуются речные экскурсии.