Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Первый, деревянный мост, когда-то бывший пограничным для города, был перекинут через Фонтанку в 1715 году по указу Петра Первого.

Название он свое получил по фамилии своего строителя, инженера-подполковника Аничкова.

Такова была традиция в Петровские времена.

В Петропавловской крепости бастионы тоже называли по именам строителей.

Аничков командовал военным батальоном, строившим мост.

Сегодня можно удивиться, почему какой-то простенькую переправу назвали в честь строителя. Но, тот, первый мост был не абы какой.

Его длина составила 150 метров.

Нет, Фонтанка тогда была не шире сегодняшней. Просто мост перекрыл не только саму реку, но и её заболоченную пойму.

Современным жителям и гостям Петербурга уже невозможно представить, но триста лет назад понятие «Петербург – город на болотах» носило не переносный, а совершенно прямой смысл.

Долгое время на Аничковом мосту находилась сторожевая застава, и был установлен шлагбаум.

На заставе проверяли документы, брали плату за проезд.

Ставший хрестоматийным факт – плату можно было вносить как деньгами, так и камнями, необходимыми для мощения улиц.

В 1726 году, для того чтобы по Фонтанке могли проходить высокомачтовые корабли, мост решено было сделать разводным. Рядом с ним, для солдат охраны, был построен караульный дом.

Разводили мост по ночам, чтобы волки из леса в город не заходили.

Да, да, когда-то жители Санкт-Петербурга имели высокие шансы встретиться у крыльца своего дома и с волком, а порой и с косолапым мишкой.

В 1749 году Аничков мост был подвергнут очередной серьезной реконструкции.

По проекту архитектора Волкова, его укрепили, обшили досками и придали новое оформление. Все это сделалось для того, чтобы по мосту могли пройти… слоны.

Это было знаменитое персидское посольство. Диковинные животные были принесены в дар русской императрице персидским шахом.

С этого времени мост стал неразводным, а длина его составила 200 метров. К слову, современный Аничков мост почти в четыре раза короче.

Новой реконструкции мост был подвергнут в 1783-1787 годах. Тогда были одеты в гранит берега Фонтанки, а через неё перекинули семь новых переправ.

Аничков мост стал гранитным, состоящим из трех пролетов, средний из которых, деревянный, сделали разводным.

В очередной раз мост перестраивали в 1841 году.

В этот раз он и приобрел практически тот облик, который сохранился и по сей день.

Мост расширили, демонтировали башни, пролеты сделали арочными.

Архитектором Брюлловым была изготовлена чугунная ограда с барельефами, изображавшими русалок и морских коньков.

Но основным украшением моста стали четыре бронзовые статуи, изображавшие юношей, укрощавших коней.

Статуи были изготовлены знаменитым петербургским скульптором Клодтом для оформления пристани на Неве. Когда планы изменились, и на набережной Невы установили Сфинксов, привезенных из Египта, коней установили на Аничковом мосту.

Мост сильно пострадал в блокаду. Вражеские бомбежки серьезно повредили ограждение и гранитные постаменты скульптур.

Сами скульптуры удалось сохранить, закопав в саду Аничкова дворца.

Восстановлены ограждения были уже к Дню Победы, тогда же вернули на постаменты и скульптурные композиции.

В 2000 году, к предстоящему 300-летию Петербурга, статуи были отправлены на реставрацию.

Сегодня кони Клодта и Аничков мост находятся в идеальном состоянии.

Рядом с мостом находятся несколько малых причалов, на которых организуются речные экскурсии.




Аничков мост, Санкт-Петербург

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх