Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Ново-Никольский мост

Между Никольской площадью и одноименным переулком берега канала Грибоедова соединяет очень странная для исторического центра, конструкция.

Называют её Ново-Никольским мостом. Почему так?... Это гораздо интереснее, чем описание полного отсутствия его архитектурной ценности.

Вообще, в Санкт-Петербурге регулярно происходит забавная миграция названий. Ниже по течению канала Грибоедова существовал Никольский мост. Который, на самом деле раньше был в другом месте (выше по Крюкову каналу). Он превратился в Кашин, а Никольским стал совершенно другой мост.

Иметь два одинаковых названия в пределах километра показалось как-то «не комильфо», и Никольский превратился в Старо-Никольский. Потом с другой стороны Никольского собора построили еще один мост и, вздохнув с облегчением, чиновники нарекли его Ново-Никольским.

Мост расположен в очень живописном районе города, богатым на архитектурные памятники 18 века, недалеко от одного из самых красивых соборов Петербурга – Никольского Морского собора.

В то же время, сам он очень скромен и абсолютно примитивен. Лишенный каких-либо изысков и украшений, он режет глаз и выбивается из общего стиля района.

Не смотря на это, он все-таки вписан в историю. У Достоевкого он упомянут в повести «Белые ночи». Конечно, у Фёдора Михайловича речь шла не о современной бетонной чушке...

Первый чугунный мост в этом месте был сооружен в 1835-37 годах. Переправа была арочной, опоры ее облицовывали гранитные плиты. Но прослужила она очень не долго. Точнее – не прослужила вообще.

За пару дней до торжественного открытия, на глазах у многочисленных зевак, Ново-Никольский мост рухнул.

Произошло это по причине деформации береговых устоев.

Незамедлительно создали комиссию, которая выявила многочисленные ошибки в расчетах инженера Завадовского.

Николай Первый сразу же отдал приказ о заключении инженера под стражу, и наложении ареста на все его имущество. На этом беды Завадовского не закончились, был издан еще один приказ, по которому из его жалования взыскивались средства в счет компенсации.

Хороший пример того, как нужно бы поступать современным властям в подобных ситуациях, но…

На месте же рухнувшей переправы, Николай приказакл строить новую. Через пять лет перекинули железный мост. Новый Ново-Никольский (такая уж тавтология) расположился на бутовых, облицованных гранитом, опорах и состоял из деревянных брусьев.

В длину он был 17 метров, а в ширину – 15.

Художественное оформление выполнил знаменитый Росси. Он создал для него чугунную решетку ограждения и фонари.

Через 40 лет мост перестроили, установив новое трехпролетное строение на деревянных опорах. На этот раз его не трогали более 50 лет, а затем опять пришли люди с кирками и лопатами.

Новый проект стал значительно длиннее (чуть более 30 метров) и заметно шире, 22,2 метра.

Все, что осталось от прежнего Ново-Никольского моста, это опоры, облицованные гранитом.


Как добраться:

От метро Садовая, налево, по нечетной стороне Садовой улицы никуда не сворачивая идти до зеленого сквера, протянувшегося вдоль канала Грибоедова. Как только увидите перекресток, за которым начинается полоса деревьев – поворачивайте направо, и через 50 шагов окажетесь на Ново-Никольском мосту.

При прогулке, чуть ранее встретится Юсуповский сад, его отличить от сквера легко – он находится на другой стороне улицы и за чугунной оградой. Скверик, который нужен нам не имеет никаких ограждений.



© 2009-2019 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх