Могилёвский мост
В свое время эта переправа имела все шансы получить удивительное название «Грязный мост».
Дело в том, что большинство непарадных мостов Санкт-Петербурга именовались незамысловато. По какому-нибудь находящемуся по соседству общеизвестному объекту, по имени самой реки или, на худой конец, – по названию улицы, переправой для которой он и становился.
В нашем случае мост соединял дорогу, которая связывала район заводов с хаотичной застройкой для беднейших рабочих-переселенцев (по-современному – гастрбайтеров).
Забавно, что в императорском Санкт-Петербурге этот район пренебрежительно назывался «Коломной».
Название это тесно связывают с ныне знаменитым подмосковным селом…
Дорога для работных людей была одной видимостью. И народная молва увековечила ее в названии «Грязная».
Лишь во второй половине 19 века власти стали «причесывать» Петербуржские окраины.
Грязная улица получила официальное название Могилевской. А существовавший деревянный переход, не получил никакого имени вообще.
Лишь в начале 20 века, когда стремительный рост Санкт-Петербурга заставил власти строить мосты по всему городу, в этом месте появилась нормальная полноценная переправа.
Новая переправа, попавшая в градостроительные планы хотя и оставалась деревянной, но уже была не мостками, а полноценным инженерным сооружением.
Это была трехпролетная деревянная конструкция на сваях.
Теперь мост соединил собой Большую Мастерскую и Могилевскую (в недавнем прошлом – Грязную) улицы, и составлял в длину почти 50 метров.
Построили его быстро. Всего за год. И в 1912 году состоялось его незаметное открытие.
Все понимали, что это решение – временное. Но... война и 17-й год...
Уже при советской власти, когда стало очевидно, что по Могилевскому мосту проходил основной транспортный поток из центра к прибрежным заводским окраинам, его перестроили, расширив с 11,5 до 19 метров.
Но даже в эру начала воздухоплавания, даже советские чиновники, все равно оставались тупыми бюрократами.
Средний пролет запроектировали и сделали разводным!
По версии чиновников это облегчало возможность прохождения под ним высокомачтовым судам.
И это-то в то время, когда во всем мире основной тягловой силой уже был двигатель внутреннего сгорания, а речное движение в Санкт-Петербурге потеряло смысл.
В начале Великой Отечественной войны немцы поставили по югу Ленинграда несколько артиллерийских батарей. Основной задачей которых было нарушить транспортную инфраструктуру.
Могилевскому не повезло - немцы попали...
Восстановили его только через 6 лет после окончания войны. К 1953 году возвели новую арочную железобетонную переправу.
Длина его составила немногим более 28 метров, а вот ширина заметно возросла – до 23,5 метров.
Теперь Могилевский мост покоился на могучих бетонных опорах, которые, также как и свод, были облицованы розовым гранитом.
Въезды украсили чугунные литые решетки, рисунок которых повторял ограждения, установленные на набережной Мойки.
Все этим изыски, а еще торшеры с подвесными фонарями, выполненные в стиле ампир, помогли Могилевскому мосту очень удачно вписаться в окружающий городской пейзаж. Кажется, что ему не одно столетие...
Для индивидуальных туристов это место интересно еще и тем, что рядом находится Исидоровская церковь – эстонско-православнй храм, построенный по инициативе и пожертвованиях Иоанна Кронштадтского.