Церковь Богоявления Господня
17 октября 1888 года под Харьковом, в Борках, произошло крушение поезда, в котором находилась семья императора Александра Третьего.
Никто чудесным образом не пострадал.
Это событие привело к тому, что по всей стране начали строить храмы, посвященные спасению царской семьи.
Не обошли это «чудо» стороной и жители Гутуевского острова. Это были таможенники, чиновники из порта и биржевики, занявшие остров после того, как сюда перенесли порт и открыли Морской канал.
Церковь находится на берегу реки Екатерингофка, возле Гутуевского моста. Неподалеку расположен парк Екатерингоф.
Ближайшая церковь находилась отсюда довольно далеко, и задуманная первоначально часовня трансформировалась в полноценный храм.
Проект был выполнен инженером Андреевым.
Предполагалось, что новая церковь будет освящена во имя святого Александра Невского.
В последний момент, перед началом строительства, фабрикант Воронин, пожертвовал очень солидную сумму, но поставил условия:
Храм должен был стать каменным, и в нем должно было быть предусмотрено место для фамильной усыпальницы благотворителя.
Деньги рулят, и всего за месяц создали новый проект. Теперь он мог вместить почти полторы тысячи человек.
За образец взяли заложенную в 1889 году церковь на железнодорожной станции Борки, близ Харькова.
Та, в свою очередь, была классическим образцом православных построек Москвы начала 17 века
Такой тип постройки назывался «корабль», потому как здание было вытянуто в две стороны.
Еще одно чудесное спасение цесаревича Николая Александровича, произошло 29 апреля 1891 года. Тогда он избежал смерти, уготованной ему японским фанатиком Отсу.
В первую годовщину события, протопресвитером Желобовским и была заложена церковь с усыпальницей.
В 1897 году черновой вариант храма уже построили. Главный придел освятили в 1899 году. Тогда же на всю округу первый раз прозвучал красивый колокольный перезвон.
При возведении церквей всегда особое внимание уделялось красивому выразительному силуэту здания. Не стал исключением и новый Богоявленский.
Очень красиво и богато украшенный, его называют настоящим чудом строительного искусства. Внутреннее убранство впечатляло. Фаянсовый иконостас получил даже медаль на Парижской выставке 1900 года.
Колокола, отлитые на заводе Смагина, демонстрировались на Всемирной выставке в Чикаго. Образа, резьба, орнаменты, мозаики для храма, были выполнены знаменитыми мастерами. Все внутренние стены были украшены росписью.
Закрыли его в 1935 году, а последнего настоятеля, Медведского, расстреляли. После того, как здание перешло государству, его использовали крайне варварски.
Какие только организации там не располагались – овощехранилище, склады, завод по производству мыла. На территории обосновался автопарк.
В результате, все убранство было безвозвратно утрачено, мозаики и иконостас разрушены.
Очередные значительные разрушения нанесла зданию Великая Отечественная война. После пожара, от храма остался лишь обезображенный черный скелет.
В 1976 году были предприняты первые попытки отреставрировать внешние фасады. В 1980 году разработали проект восстановления внешнего облика.
В 1991 году полуразрушенный храм передали православной епархии, а в 1992 году состоялось первое богослужение. Тогда же начались масштабные работы по выведению его из аварийного состояния. Несколько небольших частей уникального фаянсового иконостаса нашли в подвале одного из зданий Санкт-Петербурга только в 1997 году.
Полностью восстановили Богоявленский храм в 1995 году. Тогда на позолоченных куполах установили крест.
Для туриста посещение этой церкви мало интересно. Она находится далеко от основных экскурсионных маршрутов. Добираться к ней долго и не удобно.
Адрес:
Санкт-Петербург, Двинская улица, дом 2
Как добраться:
Из метро Нарвская обогнуть кольцо на площади Стачек и, через Нарвский проспект выйти на Двинскую улицу. По ней идти до Обводного канала, где повернуть налево. Перейдя Гутуевский мост Вы окажетесь рядом.