Сампсониевский мост
Переправа через Большую Невку, соединяющий Каменный остров и Выборгскую сторону, долгое время, с 1918 по 1991 годы, носил название моста Свободы.
В 1991 году ему вернули его первоначальное название, Сампсониевский, данное от расположенного неподалеку Сампсониевского собора.
Сам собор получил свое имя в память о Полтавской битве, которая произошла в день поминовения Преподобного Сампсония Странноприимца, 27 июня 1709 года.
В целом мост мало известен, но можно спорить – его видел практически каждый турист, приезжающий в Санкт-Петербург хоть самостоятельно, хоть по туристической путевке.
Именно перед этим мостом, на вечных якорях, напротив Нахимовского училища пришвартован крейсер Аврора.
По другую сторону реки находится знаменитая гостиница Санкт-Петербург. Прямая дорога от него ведет к Иоанновскому мосту, который является проходом на Заячий остров, где находится Петропавловская крепость.
Мост в этом месте существовал с 1784 года. Сначала он был наплавной переправой и носил название Выборгский. В 1847 году, вместо наплавной, соорудили деревянную переправу, состоящую из тринадцати пролетов. Это было непросто, учитывая весенний ледоход, который мог снести любое препятствие.
В длину конструкция получилась целых 242 метра, а ширина составила 13.
Уже новый мост получил наименование Сампсониевский.
Интересно и то, что это один из многих «странствующих» мостов в Санкт-Петербурге.
В всего через 15 лет лёд сделал свое дело, и пришлось проводить капитальный ремонт. Этого оказалось недостаточно, и в 1871 году Сампсониевский полностью перестроили.
Конструкцию сохранили, так же как и сваи, на которых он стоял.
Лёд снова начал наступление, тогда ответили увеличением числа опор до шестнадцати. Средний пролет стал разводным. Украсили его деревянные перильные ограждения, установленные на чугунных тумбах.
Долго деревянный мост все равно не прожил и в 1908 году его заменили на железный. Но не просто так - его сместили на 60 метров ниже по течению реки.
Это мы и имели ввиду, говоря о «странствующем» мосте.
Почти тридцать лет вмешательств в жизнь Сампсониевского моста не было за исключением бумажного - он получил новое имя, став мостом Свободы.
В 1937 году разводной пролет заменили новым, металлическим.
В пятидесятые годы его опять перестроили: он стал сварным, значительно уменьшилось число опор, - их осталось всего четыре.
Средний пролет сделали разводным, двукрылым.
Опоры, железобетонные арки и спуски к Невке облицевали розовым гранитом.
Новый проект стал на 30 метров короче своего предшественника.
Объясняется это довольно просто. Набережные ко времени постройки облицевали гранитом, благодаря чему, русло заметно сузилось.
А вот ширина увеличилась, более, чем вдвое.
Демократы вернули прежнее название - Сампсониевский, а начало нового века принесло очередные перемены в его жизни.
В 2000 году его снова полностью закрыли, заменили дорожное полотно, восстановили поврежденную гидроизоляцию. Были отреставрированы решетки ограждения и отремонтирован разводной механизм.
По Сампсониевскому мосту проложили трамвайные пути, выполненные по бесшовной технологии.
Сейчас на правом берегу идет грандиозная реконструкция Пироговской набережной, и вероятно она снова затронет мост - дорога от Смольного к дачам чиновников должна быть широкой и свободной...
Особенную красоту мосту придала световая художественная подсветка. Если пройти дальше, по Петровской набережной, можно получить хорошие фотографии Авроры.
А с другой стороны Невы, где-то от Летнего сада ночной ракурс потрясает!