Бесплатный звонок для регионов: 8 800 100-23-13
Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 4
+7 (812) 411-11-22     Заказать звонок

Мало-Конюшенный мост

Там, где от реки Мойка ответвляется канал Грибоедова, расположена уникальная архитектурная композиция, состоящая из трех мостов, которые расходятся в разные стороны из одной точки.

Это Театральный мост, перекинутый через канал Грибоедова, Мало-Конюшенный, через реку Мойку, и сухопутный мост-дамба, носящий название Пешеходный, перекинутый между двумя реками.

Хотя Театральный и Мало-Конюшенный мосты пересекают разные реки, они настолько близко расположены друг к другу, что их отдельно практически не рассматривают.

Эти мосты иногда, даже, называют одним общим именем – Тройной, или Трехарочный.

Чуть ниже по течению находится собор Спас на Крови, а все пространство между ним и Ново-Конюшенным мостом занимает сувенирный рынок, больше похожий на пестрый табор цыган.

Место очень живописно и его стоит рекомендовать для самостоятельных прогулок по Санкт-Петербургу. Весьма привлекателен он и для фотографов.


Начало свое эти мосты ведут с 18 века.

Тогда через Мойку и канал Грибоедова перекинули два маленьких деревянных мостика. Театральный , изначально, носил название Перво-Конюшенный.

Поменял он свое имя, когда на Царицыном лугу построили небольшой деревянный театр, предназначенный для выступлений заезжих гастролеров.

Тогда мост переименовали, и он получил то самое название, которое носит по сей день.

В самом начале 19 века были разработаны проекты замены старых деревянных переправ города. Теперь они должны были стать каменными, либо металлическими. Попали под эту программу и Театральный и Мало-Конюшенный мосты. Но осуществить задуманное никак не получалось. В городе нашлось много более важных объектов, требующих реставрации, либо ремонта, поэтому их замена постоянно откладывалась.

Как раз тогда было уделено много времени оформлению площади Искусств, поэтому до небольших деревянных мостиков, возле Царицына луга, руки у города не доходили.

Так и не вспоминали про них вплоть до 1807 года, пока власть не решила благоустроить этот район.

Неподалеку для царева брата было решено построить дворец, ну и, само собой, царская казна раскошелилась и для прилегабщих построек.

Дело поручили архитектору Росси, который взялся взялся за комплексную перестройку района.

Росси предстояло выстроить в этом месте дворец для великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра Первого.

Новый особняк должен был между Фонтанкой и Екатерининским каналом, и под него перепроектировали весь район.

Попали в этот проект и Театральный и Мало-Конюшенный мосты. Уникальность конструкции состояла в том, что на середине Мойки они сходились в одной точке, имея общую опору.

В народе тогда мосты переименовали, назвав их Трехарочным мостом, но официально они продолжали носить свои прежние имена.

Проект, разработанный Росси, немного подкорректировали и воплотили в жизнь в 1830 году.

Столь необычная конструкция должна была иметь и необычный декор. По его поводу между теми, кто принимал участие в строительстве Трехарочного моста, разгорелись нешуточные споры.

Мнений, впрочем, было всего два. Одни считали, что у двух мостов должны быть различные решетки и фонари, подчеркивающие индивидуальность каждого. Другие, среди которых находился и руководитель строительства Треттер, придерживались мнения, что всё надо декорировать одинаково, так как это единая архитектурная композиция.

Треттер настоял на своем, и теперь Театральный и Мало-Конюшенный мосты имеют похожие чугунные пролеты, а также, выполненные в классическом стиле, перильные ограждения и торшеры.

За что, от потомков, ему огромное спасибо. :)


Решетки имеют одинаковый орнамент – круглые вертикальные стержни и растительный узор, оплетающий их.

Дополняют рисунок маски Медузы Горгоны. Некоторые детали перил покрыты золотом.

Оба моста можно было назвать братьями-близнецами, если бы они не отличались, причем довольно заметно, по длине.

Ширина обоих составила чуть меньше 16 метров. Длина Театрального равна 18 метрам, а вот Мало-Конюшенный растянулся на 23 метра.

С той стороны, где расположены Главные императорские конюшни, к Театральному мосту примыкает сухопутный Пешеходный, удачно образуя с мостовой композицией единое целое.

Исторический облик дошел до нас практически неизменным. Во многом, благодаря тому, что ее называют уникальной в мировой практике строительства мостов.

Внешний вид не менялся, если не считать реставрации 1936 года. Тогда мостовое полотно было покрыто асфальтом, а высокие гранитные бордюры отгородили проезжую часть от пешеходной.

В середине 20 века мосты снова отреставрировали, вернув оградам и фонарям их первоначальный облик. Последний раз реставрацию проводили к 300-летию Санкт-Петербурга.

Тогда, чтобы уберечь исторический и архитектурный памятник от разрушения, по нему закрыли движение транспорта, а полотно вновь покрыли отесанным камнем.


Мало-Конюшенный мост, Петербург

© 2009-2023 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Вверх